В Набережночелнинском педуниверситете обсудили лучшие образовательные и воспитательные практики в современном поликультурном пространстве
В конференции приняли участие специалисты всех уровней образования, руководители образовательных организаций и профильных ведомств, преподаватели вузов, ученые, аспиранты, магистранты, студенты и гости из зарубежных научно-образовательных центров. В смешанном формате мероприятие объединило более 600 участников из 15 регионов России и трех зарубежных стран: Казахстана, Туркменистана и Алжира. В этом году конференция посвящена Году педагога и наставника в России и Году национальных культур и традиций в Татарстане.
На базе Технопарка универсальных педагогических компетенций прошло пленарное заседание. Его приветственным словом открыла ректор Набережночелнинского педуниверситета Альфинур Галиакберова.
«Сейчас особое значение приобретает воспитательная деятельность в образовательном процессе, призванная воспитывать у подрастающего поколения культуру межнационального общения, основанную на уважении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Отдельно стоит вопрос о формировании у подрастающего поколения гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности на основе диалога культур, - отметила ректор.
Как подчеркнул в своей приветственной речи, начальник управления национального образования Министерства образования и науки РТ Ильгиз Халиков, в регионе имеется многолетний позитивный опыт обучения языкам народов, проживающих в республике.
«Система образования любого многонационального региона должна функционировать с учетом многонационального состава ее населения. Она обязана обеспечивать развитие поликультурной идентичности региона, удовлетворять этнокультурные образовательные потребности народов, проживающих в конкретном субъекте. В республике сформирована система национального образования, включающая разветвленную сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы с учетом национального многообразия и этнокультурных потребностей населения, обеспеченная кадровыми, научными и информационно-методическими ресурсами. Создана сеть дошкольных образовательных организаций с родным языком обучения и воспитания. В школах организовано обучение и воспитание на 5 языках: русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский», - сообщил Ильгиз Халиков.
С приветственным словом также выступила почетный гость конференции заместитель начальника управления образования исполкома Набережных Челнов Рахима Касимова.
После приветственных слов были заслушаны доклады пленарного заседания. С темой «Литературная педагогика в контексте диалога культур» выступила доктор филологических наук, профессор Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета Елена Шастина.
Научный доклад гостя из Москвы, кандидата педагогических наук, доцента, главного редактора научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» Ирины Твердохлебовой был посвящен развитию межкультурной компетенции при изучении иностранных языков.
С докладом на пленарном заседании выступил зарубежный гость, декан факультета арабского языка, искусства и восточных языков Университета Алжир 2, кандидат педагогических наук Али Бурнисса. Напомним, Набережночелнинский педуниверситет наряду с другими педвузами в этом году по поручению Минпросвещения России открыл два центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Алжирской Народной Демократической Республике и Туркменистане. Обучение иностранных граждан требует от педагогов готовности адаптировать обучающихся к получению образования в новом для них культурном пространстве, а также учитывать их особенности мышления и воспитания. В связи с этим особенно актуальной оказывается выработка этноориентированных методик обучения, позволяющих выстраивать образовательный процесс наиболее качественно, с учётом диалога культур. Профессор Али Бурниса поделился опытом и методиками обучения русскому языку в Алжире.
Дальнейшая работа конференции продолжилась в секционных заседаниях. Были представлены мастер-классы учителей и педагогов образовательных организаций в области мультилингвального развития детей в современном образовательном пространстве, обучения детей-мигрантов в школах России и формирования гармоничной личности ребенка через диалог культур и искусств. На протяжении дня участники смогли посетить Ярмарку мастеров и выставочные площадки, где были представлены проекты в области полилингвального образования.